Рубрика «Негатив»
Предел Зенита, или Вы жертвою пали в борьбе роковой...
Андрей ШЕКЛЕИН, Владимир САМАРИН
В 1930 году был выпущен первый крупносерийный отечественный фотоаппарат Фотокор-1, и это расценивалось как огромный успех рождающейся советской оптико-механической промышленности. Год 2005-й станет, похоже, годом выпуска последней российской фотокамеры и годом смерти отечественной технической базы массового фотолюбительства.
|
ЗЕНИТ — точка небесной сферы над головой наблюдателя, точка, в которой проведенная вверх вертикальная линия пересекается с небесной сферой; высшая степень, высшая точка, предел (выделено ред.).
www.zenitcamera.com/archive/history/marks.html
|
|
|
Эмблемы столь знакомых нам производителей, в первую очередь — ЛОМО и Зенита-Красногорска — отныне будут красоваться только на других, отнюдь не фотолюбительских видах продукции, а денежки российских покупателей потекут в закрома заполнивших наши прилавки зарубежных фирм. На одного из авторов, фотолюбителя старого поколения, весть о кончине национальных камер, производство которых уместилось по срокам в жизнь одного человека, произвела впечатление последнего гвоздя в крышку собственного гроба. Устарелые, недозрелые и неконкурентоспособные, наши камеры начали отмирать вместе с отменой планового заказа и монополии внешней торговли, защищающей неповоротливых производителей от бурного потока живого мирового процесса. Контрольный «выстрел в голову» нанесла общая смена плёнки цифрой, об относительных прелестях которой наши загибающиеся без постоянных денежных вливаний титаны не могли даже мечтать.
Звук забиваемого «последнего гвоздя» поднимает слишком грустные переживания. Здесь и боль за родную страну, когда-то взрастившую сотни тысяч фотолюбителей и тщательно оберегавшую общедоступность этого массового увлечения, заполнявшего досуг не дюжинами бутылок пива и рёвом хеви-метла, а творческим стремлением прикоснуться к прекрасному. Здесь и горечь от непробиваемой инертности так называемого планового хозяйства, совершенно неспособного к быстрой перестройке массовых производств. Здесь и сожаление о наших прекрасных конструкторских умах, ничуть не уступающих лучшим закордонным создателям новой техники, но так и не востребованных неповоротливой промышленностью. Много и других сожалений испытывает душа любителя со стажем, но ими, увы, дела не исправишь.
Что же останется потомкам? Музейные экземпляры советских ФЭДов, Зорких, Киевов и Зенитов за застеклёнными витринами экспозиции Политехнического музея да завалявшиеся на антресолях и в сараях Смены и Любители, которыми снимали их деды. Сберегите хоть это, чтобы можно было показать внуку русскую камеру с русской надписью на запыленном корпусе. И спешите купить остатки Зенитов или Горизонтов, скоро сделающихся антикварными редкостями. Иначе внуки никогда и не узнают о былой реальности камер, названия которых писались кириллицей...
В феврале сего года Красногорский завод имени С.А. Зверева отметил свою 63-ю годовщину. На праздничном вечере, прошедшем 4 февраля, генеральный директор ОАО КМЗ А.И. Гоев в своей торжественной речи, в частности, сказал: «Уважаемые заводчане, 63-летняя история нашего предприятия свидетельствует о творческой, напряжённой и созидательной работе. Наш коллектив решил важнейшие мировые задачи — изобрёл танковый прицел, позволяющий вести боевые действия с ходу, создал аппаратуру, которая позволила фотографировать из космоса... 2004 год был трудным, но мы также подтвердили свою значимость для государства с точки зрения нашего статуса как важнейшего стратегического предприятия для национальной безопасности России. Сегодня мы работаем со многими видами Вооруженных сил, нас не забывают старые заказчики, мы приобретаем новых партнеров... Жизнь трудна сегодня, и нам необходимы твёрдость духа, сила, здоровье, умение ориентироваться в новых условиях».
Правильно — жизнь трудна. Правильно, нужны здоровье и твёрдость духа. Но обратили ли вы внимание, господа читатели, что важнейшими мировыми задачами были создание танкового прицела для стрельбы «с ходу» и аппаратуры для съёмки из космоса (прежде всего для военных же целей — или кто-то думает по-другому?). И 2004 год был трудным, но не труднее других — такой же трудный, как и любой другой год, в котором нужно работать и зарабатывать. А зарабатывать можно, если не надеешься на государство с его военно-оборонными заказами... Но приведенный отрывок из речи г-на Гоева «ещё раз доказывает значимость завода (если она есть, зачем её доказывать? — Прим. ред.) и дарит веру в лучшее будущее». С верой, конечно, лучше, чем без неё, не спорим...
Нет, что вы, мы не против обороноспособности России; мы — все, даже редакционные охранники — за! Только мы сожалеем, что Зениты и объективы к ним не попали в список решённых важнейших мировых задач. Увы, не дает на них государство своего государственного заказа — ему танковые прицелы важнее.
А с другой стороны фотоаппарато- и объективостроительные задачи успешно решали и решают Canon, Carl Zeiss, Casio, Fujifilm, Hasselblad, Kodak, Konica Minolta (по отдельности и — теперь — вместе), Mamiya, Nikon, Olympus, Panasonic, Sony и многие другие — простите великодушно, всех не перечислишь. Да даже Pentax, наверное, считает тот же K1000 одним из основных своих достижений — хотя без танковых прицелов (ну, или подлодочных перископов) и тут, скорее всего, дело не обошлось. Вот только нет в этом ряду ни одной советской или российской марки. Ни ЛОМО (см. «Тему номера» 1)), ни КМЗ. И мы жалеем об этом. Мы, простые российские не танкисты, но фотолюбители.
На том же праздничном вечере, «на сцене конференц-зала состоялось торжественное вручение следующих медалей, наград и присвоение званий: «Почётный работник КМЗ», «Заслуженный работник КМЗ», знак «Министерства обороны РФ за создание бронетанкового вооружения и техники», знак «300 лет инженерным войскам России», медали Федерации космонавтики России...».
СЛУШАЛИ И ПОСТАНОВИЛИ
«...ПО ВТОРОМУ ВОПРОСУ ПОВЕСТКИ ДНЯ:
2. Состояние и направления развития фотоаппаратостроения. Слушали: доклад Потелова В.В. — технического директора, главного инженера ОАО КМЗ. Выступили: Гоев А.И., Бриндиков А.Н., Потапов А.В., Новиков М.А., Жигулич В.П., Лапин П.А.».
Ну, вот и персональный список тех, кто положил предел Зениту. Впрочем, решение было принято, очевидно, ещё до Совета директоров — иначе отчего бы генеральный директор пошёл в прения первым? Мы знаем, что в этом списке были и несогласные, но после двух главных директоров это уже не имело никакого смысла. Фрагменты доклада г-на Потелова см. ниже, с нашими комментариями.
Тем, кто сомневается в правдоподобности описываемого, напоминаем — до апреля ещё месяц, никаких шуток. Все цитаты, вся информация — официальные. Смотрите заводской веб-сайт (www.zenit-foto.ru) и заводскую же многотиражку, «кадры» из которой мы публикуем.
А может быть, мы неправы? В корне? С той стороны — сапёры, танкисты и даже героические космонавты... Ну а мы — куда в эту благородную компанию со своим свиным рылом, сиречь фотообъективом прёмся? Мы, простые мирные жители? Пусть они себе воюют, а?
P. S. «В завершении вечера с музыкальной программой перед зрителями выступили артисты Центрального оркестра Министерства обороны РФ». Вот такой весёлый реквием сыграл на днях в Красногорске военный оркестр российскому-советскому фотоаппаратостроению. В завершение вечера.
ТАК ГОВОРЯТ ОНИ
Из выступления технического директора ОАО КМЗ Владимира Потелова на заседании Совета директоров ОАО КМЗ 24 ноября 2004 года. Печатается по газете «Патриот» № 39 (16 декабря 2004 г.) в сопровождении комментариев редакции ФМ (и с незначительной пунктуационно-орфографической правкой):
С 1946 года КМЗ специализируется на выпуске фотоаппаратов. Мы выпускали широкоформатные, среднеформатные, малоформатные, дальномерные, зеркальные, панорамные фотоаппараты. Помимо этого выпускали очень большую гамму штатных и сменных объективов. По нашей документации в разных регионах бывшего СССР предприятия выпускали фотоаппараты — в Белоруссии, г. Вилейка, сменные и штатные объективы — в Вологде и на Валдае.
Максимальный выпуск фотоаппаратов на нашем предприятии доходил до 685000 штук в год. (Да, было время золотое...) Последние пять лет (с 1999 по 2003 год) производство фотоаппаратов сокращалось с 64000 до 46000 штук в год. (Позорные цифры.) Тенденция развития мирового рынка цифровых фотоаппаратов диктует неизбежность сокращения выпуска зеркальных фотоаппаратов, потому что, как показывает анализ мирового рынка, значительно возросли объемы продаж цифровых фотоаппаратов.
Здрасте — приехали. В огороде бузина, в Киеве дядька. Выпуск плёночных камер во всем мире действительно сокращается, вот только их потребление на рынках, официально называемых EAMER, растёт. К числу этих рынков помимо Китая, Индии и некоторых стран Африки относится и Россия. Кроме того, г-н технический директор применяет некорректный логический прием, противопоставляя зеркальные и цифровые камеры. Ибо что-что, а производство и продажи цифровых зеркалок растут как на дрожжах.
Всего в мире в 2004 году, по прогнозам экспертов, будет продано 65 млн. цифровых фотоаппаратов. Это вместе с теми фотоаппаратами, которые встроены в мобильные телефоны. В России продано на сегодня порядка 1,2 млн. штук цифровых фотоаппаратов. Объёмы продаж цифровых фотоаппаратов ведущими мировыми производителями на российском рынке выглядит следующим образом: фирма Кэнон — 31%; Олимпус — 27%; Сони — 19%; Минольта — 11%; прочие — 12%.
Существенным моментом является высокая обновляемость моделей цифровых фотоаппаратов ведущими производителями, которые каждые шесть месяцев предлагают на рынке новые модели (ведущие — они пооперативней работают, компакт-камеры вообще чуть ли не ежеквартально обновляются).
Тенденции развития цифровых фотоаппаратов до 2006 года, на мой взгляд, таковы:
1. Увеличение разрешающей способности до 9 МПк. (А почему не до 8 или 9 1/2? На самом деле тенденция состоит во всемерном повышении качества цифровой картинки и ускорении её обработки; разрешение же малоформатных (с матрицей до 24×36 мм) цифровых камер практически уже достигло разумной границы, а вскоре приблизится и к физическому пределу. На рынке уже есть камеры с разрешением 10–14 Мпикс.)
2. Увеличение размеров Ж/К мониторов в 2–3 раза. (Оригинально, но неверно. Современные двухдюймовые ЖК-мониторы просто не поместятся на задние стенки компакт-камер, если их взять и увеличить в 2–3 раза.)
3. Увеличение памяти до 1–2 Гбайт. (Чьей, извините? Если речь о флэш-картах — так она давно уже увеличилась до этих значений и превзошла их. Если о встроенной в камеры — непрактичный нонсенс. Непонятненько...)
4. Увеличение кратности зум-объективов до 5–7 раз. (Ну, знаете, невелико открытие — этой тенденции лет 10, если не больше. Причем как в области сменной оптики — сколько лет кэноновскому 35–350 мм? — так и в области встроенной; в этом же номере представлена пара Панасоников с 12-кратным зумом... Какие там 5–7...)
5. Уменьшение габаритов в 2–3 раза до размеров 60×40×8 мм. (Г-н Потелов представляет себе, как этим фотографировать? Не баловаться (для баловства такие уже есть), а именно фотографировать?)
6. Интеграция цифровой электроники с ПЗС-матрицей и создание комбинированных СБИС для обработки информации и управления приводами объективов. (Негоже вчерашний день мирового прогресса выдавать за новооткрытую тенденцию.)
7. Создание многофункциональных цифровых камер с функциями мультимедиа, магнитофона, видеокамеры, приемника УКВ диапазона и т.п. (Микроволновой печки, эндоскопа и дизель-генератора... А если серьезно — многофункциональных устройств на рынке уже достаточно, только они редко строятся на базе фотокамеры: обычно камера встраивается или пристыковывается к чему-то — тому же сотовому телефону или КПК...)
8. Интегрирование цифровых камер в оптические приборы (бинокль, подзорные трубы и т.д.), в системы видеоконтроля, системы безопасности, телефоны, радиоприемники, компьютеры. (И снова — ну не тенденция это, а прочно утвердившаяся реальность.)
На нашем предприятии были разработаны оптико-электронные узлы для цифровых фотоаппаратов на 3 и 5 МПк. Это объективы с фиксированным фокусным расстоянием, затвором и узлом автофокусировки (F=9 мм, F=6 мм); объектив с переменным фокусным расстоянием (F=8–24 мм), видоискателем, затвором, узлом автофокусировки и механизмом изменения фокусного расстояния.
Но анализ себестоимости изготовления разработанных оптико-электронных блоков с аналогичными, по техническим характеристикам, зарубежными аналогами показывает, что наша разработка не конкурентоспособна, поскольку наша цена практически в два раза выше аналогов. Это обусловлено тем, что наша разработка более материалоёмкая, имеет большее количество деталей, а также отсутствием на предприятии ряда специализированных технологий. Например, технологии обработки микрооптики (диаметр линз до 5 мм). (Угу... Для танковых прицелов все технологии есть, и микрооптики для них, очевидно, не требуется... Эх, их бы потенциалом, да по мирным целям...)
В цифровом аппарате основную роль играет программное обеспечение обработки видеосигнала. Эта сложная задача обработки изображения возложена в цифровой камере на процессор изображений. К сожалению, ни на нашем предприятии, ни в России специалистов, обладающих знаниями и опытом в этой области, нет. Кроме того, элементной базы для создания современного цифрового фотоаппарата в России нет и в ближайшее время не предвидится.
У нашего предприятия есть выбор: либо пойти на использование так называемой отвёрточной технологии сборки, либо применить комбинированный способ, то есть что-то изготавливать самим, часть приобретать на стороне. По отвёрточной технологии сборки нам не реально конкурировать с китайцами. Так, опыт такой сборки на компактных фотоаппаратах реально показал, что наша производительность существенно ниже, чем у китайцев (А почему, собственно?), а это напрямую отражается на цене аппарата. Наиболее целесообразным является подход в выборе и реализации так называемой «базовой» технологии, которая позволит предприятию реально конкурировать на рынке при производстве как отдельных узлов и блоков, так и цифровых аппаратов в целом. Такой «базовой» технологией, на мой взгляд, должна стать технология производства электронных узлов и блоков. Ведь цифровой аппарат — это в основе своей электронный прибор.
Организация производства цифровых фотоаппаратов на нашем предприятии в настоящее время не представляется технически возможной в связи с отсутствием ряда специализированных технологий по производству электронных узлов, по переработке пластмасс, изготовлению микрооптики. Для решения этого вопроса путем закупки современного оборудования потребуется дополнительное финансирование в объёме порядка 5,5 млн. долларов США. (Конечно, выбить инвестиции в собственное будущее сложнее, чем получить госзаказ на очередную партию танковых прицелов. Ну не дают злые дяди из Правительства РФ 5,5 млн. $. Эх, сильны у наших производителей надежды «на дядю»... А сами? Утопающего трудно спасти, если он сам этого не хочет...)
В настоящее время наиболее эффективный путь освоения цифровых технологий для ОАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева» — это интеграция цифровых фотоаппаратов в оптические и оптико-электронные приборы, производимые на ОАО КМЗ. (Не иначе, как опять про прицелы речь. И то дело — не допотопным же фотокинопулеметом попадания регистрировать...)
Представляется целесообразным создать на предприятии рабочую группу из нескольких (3–4) специалистов, которые займутся анализом состояния и тенденций развития производства и рынка цифровых камер и разработкой концепции их применения и производства у нас на предприятии. (И действительно — да ну его, российское фотоаппаратостроение, в...)
ПОСЛЕДНЯЯ НЕУДАЧА?
С декабря 2002 года в Научно-техническом центре велась работа по созданию блоков объективов для цифровых фотокамер (блок — объектив с приводами: диафрагмы, фокусировки и зумирования) в кооперации с иностранными разработчиками, закончившаяся в начале 2004 года. Было создано два блока, для матриц в 3 и 5 Мп. Блоки экспонировались на выставке Фотокина-2004. На базе этих блоков планировалось с добавлением покупной электронной начинки создание двух цифровых компактных камер: последние предлагаемые названия их были: 3eнит-603DF и Зeнит-605DF.
Последним проектом, который разрабатывался по ноябрь 2004 года, был цифровой зеркальный фотоаппарат, названный Зенит-408 (3енит-408DF). Конструктивно основанный на базе серийных плёночных фотоаппаратов 12-й линии, он должен был нести 8 Мп полноразмерную (24×36 мм) составную матрицу. Присоединение объектива M42×1 позволяло использовать всю накопленную фотолюбителями массу резьбовой сменной оптики и приспособлений, давая ей новую жизнь.
Вот это был бы номер... Мог бы быть...
От редакции ФМ:
Мы всё понимаем — нет в России ни одного фотографического завода. Есть военное производство, ныне именуемое ОАО КМЗ, на мощностях которого более полувека выпускался ширпотреб марок Зоркий, Зенит и пр. У военно-промышленного комплекса свои сложности, свои проблемы и свои задачи. А разработка и выпуск фотокамер, не будучи задачей, превращается в сложную проблему...
И всё равно смириться с происходящим — не можем. Хотим, чтобы у нас в России и танки были, и ракеты, и фотокамеры с объективами...
Примечания:
Источник:
Журнал ФОТО-магазин, № 3 2005 год
Статья публикована на этой странице с любезного разрешения авторов.
1) — Тема номера журнала «ЛОМО: Первопроходцы» посвящена истории фотографической продукции завода «на Чугунной, 20 в Санкт-Петербурге».
Ссылки по теме:
Статья в ФОТО-курьере, № 3, 2005 г. на эту же тему.
«Частное мнение» — статья в ФОТО-курьере, № 4, 2005 г.
|