Бюджет и концепция
Несколько замечаний о принципах проектирования фотоаппаратуры
Иван Семикопов
Статья в «ФОТО-курьере» № 8(11), апрель 2001 года
Мне хотелось бы несколько расширить тему, один раз уже затронутую (см. статью о Bessa-T, «ФОТО-курьер» № 7 (10), 2001): а именно, тему соответствия конструкции камеры и стоимости. Дешёвый фотоаппарат может быть пародией на дорогую модель, а может быть и вполне достойным инструментом. Для примера посмотрим, что в этом аспекте происходит сейчас на нашем родном Красногорском заводе.
На выставке «Фотофорум 2001» экспонировались две новые модели 35-мм фотокамер — ЗЕНИТ-412DX и ЗЕНИТ-КМ.
Что, безусловно, есть хорошего в обеих камерах, так это штатный объектив, которым они комплектуются — Зенитар 50/2. Несмотря на свои неказистые, псевдоконцептуальные очертания, на средних значениях диафрагмы эта линза работает очень прилично, создавая чёткое искристое изображение. Характер размытия нерезкого изображения тоже достаточно приятен для глаза, не в пример Гелиосу 58/2. Правда, последний неплохо показывает себя на открытой диафрагме, тогда как у Зенитара f2 может считаться не столько рабочим значением, сколько средством, облегчающим наводку на резкость. Но повторюсь: объектив очень интересен, и хотелось бы побольше узнать о его конструкции и прототипах.
412DX позиционируется как любительская камера. Но «любитель» — понятие растяжимое. В наш век мыльниц человек, способный пользоваться, скажем, ЗЕНИТом-12xp, может уже считаться опытным фотографом, иначе, продвинутым любителем.
А ЗЕНИТ-412DX — это то же самое, только с вводом чувствительности плёнки по DX коду. Ну и тут возникают вопросы.
1) Зачем продвинутому любителю DX код?
2) Зачем продвинутому любителю вообще нужен ввод чувствительности, когда TTL замеру на ЗЕНИТе трудно доверять?
Может быть электроника у 412DX была модифицирована по сравнению с 12xp? Но тогда об этом следовало бы объявить особо. В пресс-релизах о таких модификациях не говорилось.
Я не хочу сказать ничего плохого о ЗЕНИТ-12xp. Это прекрасная камера для начинающего фотографа. Она самая дешёвая из всего, что продаётся в магазинах и позволяет в соединении с внешним экспонометром и новым Зенитаром 50/2 добиться великолепных результатов. Конечно, по мере совершенствования собственной техники съёмки, успешный фотограф неизбежно перерастет 12xp: понадобятся более короткие выдержки, более длинные, может не устроить синхронизация на 1/30 сек., потребуется светосильная оптика... Всё же с этой камерой без больших затрат можно и фотографировать научиться и работы выставочного качества получить.
Является ли новый «любительский» ЗЕНИТ шагом вперед? Нет, не является. Введение DX кода и «улучшенный внешний вид» ничего не дают серьёзному любителю.
Вы спросите, как, с моей точки зрения, можно было бы модернизировать ЗЕНИТ-12xp? Отвечу: выбросить бесполезный TTL замер (он только портит репутацию приличной камеры и вводит людей в заблуждение) и адекватно снизить стоимость.
Ещё очень досадно, что невозможен выбор экранов. Сделали бы модификации, хотя бы со стандартным и чисто матовым экраном. Понятно, что можно и в мастерскую отдать — экран заменить — но, всё таки, как-то приятнее бы было.
И, наконец, пресловутые 64% кадра в видоискателе. Ничего страшного в этом нет. Наоборот, из-за этого и дёшево. Однако, народ-то предупреждать надо: в инструкции показывать соотношение кадра и поля видоискателя, чтобы поправку люди делали...
Перейдём теперь к следующей новинке — ЗЕНИТу-КМ. Эта камера долженствует по заверению создателей «удовлетворить запросы не только любителя, но и профессионала». Посмотрим, так ли это. Конечно, рассуждения опять будут умозрительными, и не по моей вине: фотоаппарат на выставке находился в закрытой стеклянной витрине, а не был выставлен «на цепочке» для всеобщего ознакомления.
Начнём с профессионалов. Они зарабатывают себе на хлеб насущный.
Оборудование здесь — показатель престижа в глазах клиента. Для использования ЗЕНИТа-КМ придётся торговую марку на камере заклеивать чёрной изолентой, а ещё лучше — вырезанным из журнала лейблом известной фирмы (хотя сам по себе дизайн камеры заказчику должен понравиться).
Диапазон выдержек 8–1/2000 секунды, синхронизация 1/125, новая цифровая автоматика — очень хорошо, но любителям автоматики нужен, как правило, и автофокус.
Его нет.
Теперь о любителях. Стоимось камеры — порядка 100 долларов. За эти деньги продвинутый фотолюбитель купит себе очень приличный агрегат в комиссионке.
Кто остается? Те, кто хотят запечатлеть отпуск на Канарах и в прочих аналогичных местах. Сами посмотрите: надо только научиться наводить объектив на резкость, вставить любую плёнку, и вперёд. Правда, боюсь с резкостью будут проблемы...
Впрочем, зря я сужу по себе, спортивный образ жизни получает всё большее и большее признание в кругах среднего класса. Вернувшись из отпуска, обладатели ЗЕНИТа-КМ наверняка удивят своих знакомых пользователей мыльниц замечательным качеством изображений своих близких на фоне экзотического ландшафта.
А что нужно продвинутым любителям, и как это сделать? Да очень просто. Взять тот же самый ЗЕНИТ-КМ. Выкинуть из него мотор и автоматику. Оставить электронный затвор с ручным управлением. Стоимость снизить наполовину. Сложно это сделать? Думаю — нет. Последуют ли когда-нибудь таким рекомендациям? Тоже думаю — нет. Уж если на Leica-M6 поставили TTL замер в угоду рыночным требованиям...
С другой стороны, следовало бы сделать и камеру без ручного управления, только с приоритетом диафрагмы. Это уже для туристов, чтобы всё попроще было. Сложно, конечно, выпускать несколько моделей вместо одной, но ведь с ЗЕНИТом-122 это практиковалось.
В предыдущем номере я писал, что за последний год фирма Cosina проделала удивительный путь от пародии на Leica-M в виде Bessa-R до гармоничного соответствия бюджета и конструкции в виде Bessa-T. Здесь же хочу отметить, что гармония эта относительна. По моему мнению цена камеры (450 долларов без объектива) искусственно завышена. Японцы со своей Бессой успешно въехали на рынок на хвосте у супердорогой Лейки. Вы спросите, зачем я об этом говорю? Не буду лукавить. Торговая марка «ЗЕНИТ» достаточно хорошо раскручена на Западе. Об этом свидетельствуют хотя бы многочисленные китайские подделки. Вспомним историю.
Советское покорение Космоса, революционные изделия Красногорского завода, покорившие Европу... Сейчас ли не самое время утереть нос Кабаяши сану, директору фирмы Cosina, выпустив действительно недорогие и качественные аналоги его шкальников и дальномерок под всемирно известной торговой маркой «ЗЕНИТ» (или «Зоркий»).
Коротко постараюсь объяснить, в чём состоит дело. Откуда, собственно, взялась Bessa-L и все последующие её модификации. Фирма Cosina долгое время производила дешёвые зеркальные фотоаппараты, как собственные, так и заказные — для престижных фирм: Nikon-FM10, Olympus-2000, Ricoh. Что нужно сделать для того, чтобы превратить зеркалку в столь модные сейчас шкальник, или дальномерку?
Очень немного. Слегка модифицировать привычный корпус, и только. Причём, в нашем, отечественном, случае при переделке корпуса ЗЕНИТ-12xp крупных изменений не потребуется. Горизонтальный матерчатый затвор не пропускает свет подобно пластинчатому вертикальному затвору Copal. Это означает, что не надо городить огород из двух затворов, нет задержки в отработке экспозиции, а дальше... знающие люди поймут. Многие репортерские приёмы применимы только в том случае, если затвор срабатывает немедленно по нажатии кнопки спуска.
Короче говоря, наш Красногорский завод мог бы давно уже составить конкуренцию тем же японцам. И не беда, что не выпускаются уже объективы типа Орион-15, Руссар-МР2, Юпитер-12. Лишь бы было крепление M39, остальное не беда: успех экспорта был бы обеспечен. Уж за 200 долларов смогли бы выпустить подобную камеру, а объективы для неё пусть первоначально будут японские под маркой Voigtländer...
Интересно, насколько восстановимо производство хотя бы Юпитеров-12 (35/2,8) на «Лыткаринском заводе оптического стекла» (ЛЗОС). Наличие в продаже уже одного этого объектива в паре с фотоаппаратом немедленного реагирования на базе модифицированного ЗЕНИТ-12xp создало бы в нашем родном Отечестве уникальную возможность для воспитания целого поколения фотографов репортажного жанра.
Как же надо модифицировать ЗЕНИТ-"12xp-DX» для получения настоящей репортерской камеры? Нужно очень немного. Как известно, широкоугольные объективы предоставляют возможность фотосъёмки с гораздо более длинными выдержками, поэтому разумно включить в механизм затвора замедлитель, позволяющий отрабатывать в дополнение к стандартному набору (1/30–1/500) хотя бы 1/15 и 1/8 секунды. Анкерный механизм можно разместить на месте нынешней пентапризмы. А так ничего особенно менять не стоит. Уверен, что себестоимость подобной камеры была бы весьма низкой, зато на внешнем рынке она уходила бы за 200 долларов просто «со свистом».
Ещё раз подчеркну, что до сих пор говорил только о создании шкальной камеры без встроенного видоискателя для съёмки широкоугольными объективами. Что-что, а уж съёмные видоискатели у нас делать умеют. Сам помню, как купил такой, причем отличнейшего качества, чуть ли не за десять рублей в 1984 г.
Вообще-то не очень сложно и обогнать японцев. Конечно, я понимаю, всё надо патентовать.. Но у меня за долгую практику фотографии подобных идей возникали миллионы. Я дарю их бесплатно и Кабаяши-сану, и Красногорскому заводу. Подумайте сами, какие объективы чаще всего ставятся на качественную шкальную камеру? 20, 24, 28, 35 мм. Всё! Дальше встройте в камеру шикарный видоискатель с увеличением 1х и с четырьмя рамками для соответствующих объективов. На самом деле, можно и три — 20, 28, 35 мм. Ну что, господин Кабаяши до этого не додумался? А ведь тот, кто пишет эти строки — убогий фотограф, не чета гениальным красногорским конструкторам. Уж не буду продолжать, дабы гусей не дразнить, да и японца зря не кормить.
Следующая стадия, как известно, дальномерка. Насколько я помню, в восьмидесятые годы ныне покойные московские представители так же почившей фотофирмы Leitz уверяли меня, что можно уронить их изделие (конкретно, Leica M4-P) на бетонный пол с высоты 1 м. Счастливым обладателям этих камер (и других М-ок) я не советую особо экспериментировать. Есть большой шанс, что основная призма видоискателя-дальномера развалится. Ремонт обойдется в цену порядка 600 долларов (вместе с пересылкой), а это по российским стандартам составляет порядка 1/4 стоимости фотоаппарата. У бывшей в моих руках Leica M3 дальномер развалился вообще по неведомым мне причинам. Она, конечно, была моей ровестницей (нам в то время было уже по 40 лет), но это всё же не повод.
У нас, конечно, дальномеры прочнее. Что я никогда не берег, так это Зоркий-4. И не на бетонный пол, и не с одного метра... Все было гораздо хуже и гораздо чаще. Однако, по какой-то неведомой причине дальномер не только не ломался, но даже и не разрегулировался. Вы про точность что-то хотите сказать?
Хорошо. У меня есть на этот счёт только один критерий — собственная практика. На диафрагме f2 при фокусе 85–90 мм никакой прямой гарантии резкого кадра дальномер не дает ни на Зорком, ни на Лейке (желающие поспорить звоните в редакцию). Опять же с объективом 50 мм оба аппарата справляются одинаково хорошо.
Воспроизвести дальномер Зоркого-4, а еще лучше Зоркого-6 ничего не стоит даже в кухонной мастерской любителя оптики, не говоря уже о таком знаменитом оборонном предприятии, как Красногорский завод. Ставьте дальномер на модифицированный под M39 и с соответствующим рабочим отрезком корпус от ЗЕНИТа, и успех экспорта гарантирован даже при отсутствии производства объективов.
Любители будут ставить современные Voigtländer (сиречь Cosina), старые Leitz, наши (Руссары, Орионы...). Только не жадничайте, как Кабаяши. Цену выше 200 долларов за коробку без объектива не поднимайте.
А что про нашу страну, так посмотрите свои амбарные книги. Сколько объективов было сделано? Уверен, что половина ещё здесь, в ходу. А если хоть что-нибудь ещё и производить начнете, так низкий вам поклон.
Что-то размечтался я. Не сочтите за пустого фантазера. Прекрасно отдаю себе отчет в том, что реально происходит. А реально, Красногорский завод пытается с Китаем конкурировать в производстве «мыльниц» [...]*
Скажете, критика? Нет! Какая критика. Просто, жизнь — сложная штука. И Лейка чудит, и японцы чудят. А что до Красногорского завода, то, видно, пока Президент наш фотографией не увлечётся — ждать нам особо нечего.
Примечания:
Статья опубликована на этой странице с любезного разрешения редакции ФОТО-курьера.
Оригинальный текст статьи был отредактирован — исправлены описки и удалено одно замечание (*), не соответствующее действительности, за которую уже были принесены извинения. — Webmaster
Ссылки по теме:
Критика «ЗЕНИТов»
Ответы Webmaster'а на эту статью
ФотоМастерские РСУ (ФОТО-курьер)
|