Форматы кадра
Формат кадра характеризуется размерами (высотой и шириной), отношением сторон, ориентацией (горизонтальная или вертикальная). Размер кадра является одним их основных характеристик, определяющих тип фотоаппарата, его назначение, габаритные размеры, массу, требования к расчёту оптической схемы объектива, информационной ёмкости, качеству фотоматериала и т.д.
Форматы 13×17 и 8×10,5 мм используются в микроформатных (миниатюрных) фотоаппаратах, рассчитанных на плёнку шириной 16 и 8 мм, соответственно. Формат 13×17 мм был предложен в начале 1970-х годов при разработке фотоаппаратов с патронной зарядкой плёнки, имеющей односторонюю перфорацию (плёнка формата 110).
Малоформатными называются фотоаппараты, имеющие форматы кадра 18×24, 24×24, 24×32 и 24×36 мм. Наиболее распространённым является формат 24×36 мм, получаемый на 35-мм перфорированной киноплёнке (тип 135), стандартизированной ещё в 1925 году. Кадр 18×24 мм иначе называется полуформатным (встречались разновидности полуформатного кадра: 17×24 мм и 18×23 мм).
В цифровой фототехнике размер кадра 24×36 мм называют «полным кадром» (англ.: full frame). Соответственно, фотокамеры, имеющие матрицы с геометрическими размерами поля изображения близкими к 24×36 мм называются «полноформатными».
В среднеформатных фотоаппаратах на катушечную неперфорированную фотоплёнку (типов 120 и 220), а также в камерах, использующих 70-мм катушечную плёнку с двухсторонней перфорацией, применяются форматы 45×60, 60×60, 60×70, 60×90 мм. При этом обеспечиваются меньшие размеры поля изображения, например для формата 45×60 размеры поля изображения: 40–42×55,5–57,5 мм; 60×90 — 55,5–57,5×86–88 мм.
В крупноформатных фотоаппаратах (павильонных, репродукционных и других специального назначения) используется плоская листовая фотоплёнка или стеклянные фотопластинки, с размерами: 9×12, 10×15, 18×24, 24×30 и 30×40 сантиметров и др.
Соотношения форматов
Масштабные соотношения форматов кадра
Формат кадра, мм |
Диагональ, мм |
Отношения сторон формата |
Ориентация в фотоаппарате |
Ширина плёнки, мм |
Тип плёнки |
13×17 |
21,4 |
1:1,31 |
горизонтальная |
16 |
110 |
18×24 |
30,0 |
1:1,33 |
вертикальная |
35 |
135 |
28×28 |
39,6 |
1:1 |
-- |
35 |
126 |
24×36 |
43,27 |
1:1,5 |
горизонтальная |
35 |
135 |
45×60 |
75,0 |
1:1,33 |
горизонтальная |
61,5 |
120, 220 |
60×60 |
84,85 |
1:1 |
-- |
61,5 |
120, 220 |
60×70 |
92,2 |
1:1,17 |
горизонтальная |
61,5 |
120, 220 |
60×90 |
108,17 |
1:1,5 |
горизонтальная |
61,5 |
120, 220 |
Красногорским заводом в основном выпускалась малоформатная любительская фотоаппаратура под тип плёнки 135 и формат кадра 24×36 мм, за исключением нескольких полуформатных камер.
В фотоаппаратах линий Москва и Искра использовалась фотоплёнка типа 120 и форматы кадра 6×9 и 6×6 см.
В фотоаппарате ЗЕНИТ-35 использовалась неперфорированная 35-мм фотоплёнка, размер кадра составлял 32×48 мм. Данный, нестандартный, формат — промежуточный между малым и средним (диагональ 57,69 мм; соотношение сторон 1:1,5). По аналогии с полуформатным кадром его можно было назвать — полусреднеформатным.
В фотоаппарате Нарцисс с форматом кадра 14×21 мм (диагональ 25,24 мм; соотношение сторон 1:1,5), применялась 16-мм неперфорированная киноплёнка, помещенная в специальные кассеты.
Многочисленные проекты камер использовали и другие типы плёнок. Последний из подобных проектов — проект 1996 года «ЗЕНИТ-APS» под одноимённую фотосистему.
Нумерация типов плёнок
Основным новатором и законодателем в типах и форматах пленок была фирма Eastman Kodak (основатель — Джордж Истмен).
В начале кодаковские плёнки не имели номеров и маркировались названиями камер, для которых они были предназначены. Такая идентификация была неудобной и запутанной, поэтому с 1908 года применяемые фирмой плёнки получили свои цифровые коды, начиная с номера «101», которым был назван первый тип плёнки, применяемый фирмой ещё с 1895 года (для фотокамеры Bullet No.2).
Первоначально кодировка использовалась исключительно в технологических целях и стала упоминаться в прейскурантах фирмы Kodak только с 1913 года. Первые номера шли строго по-порядку, возрастая на единицу. Однако, в последствии понятность индекса стала главным критерием в номере.
|
|
Джордж Истмен, 1890 год 1)
|
Так, тип плёнки 220, появившийся в 1965 году, предсталяет собой удлинённую вдвое по отношению к типу 120 плёнку (которая выпускается с 1901 года), намотанную на такую же катушку. Номер новой плёнки получился «говорящим» и легко запоминающимся. Увеличение длины удалось достичь за счёт того, что бумажный защитный ракорд располагается не по всей длине плёнки, а только в её начале и на конце, что уменьшает общую толщину плёнки, позволяя разместить большее её количество в том же объёме на катушке. Данный тип плёнки не применим в старых фотоаппаратах с индикационным окошком на задней крышке, в котором видны номера кадров, напечатанные на бумажном ракорде плёнки 120.
В 1934 году стандартная 35-мм киноплёнка 2), помещённая в кассеты и предназначенная для фотокамеры Kodak-Retina, получила странный на первый взгляд индекс «135». Но дело в том, что эта была не первая фотоплёнка шириной 35-мм — неперфорированная типа «35» использовалась ещё с 1916 года. Увеличение индекса на сотню позволило отличить новую плёнку от старого варианта, не потеряв понятности номера. Существуют и другие фотоварианты 35-мм киноплёнки: 235, 335 и 435, но они остались малоизвестны. 335-й тип, например, — это специальная модификация для стереокамер. На одну плёнку помещалось 20 стереопар.
В 1963 появилась камера Kodak Instamatic, в которой применялись кассеты с плёнкой форматом кадра 28×28 мм, но реальные полезные размеры кадра были несколько меньше: 26,5×26,5 мм. Этот тип плёнки получил номер 126.
Для фотоплёнки, предназначенной для камер Kodak Pocket Instamatic, появившихся в 1972 году, был использован легко запоминающийся номер 110, меньший чем 126, чтобы подчеркнуть уменьшенный размер кадра (ширина плёнки 16 мм, а точнее — от 0,6265 до 0,6295 дюйма).
Номера 110 и 126 у Кодака формально уже были заняты, но они использовались с 1898 по 1929 год — 110-й, а 126-й тип появился первый раз в 1906 году. Тогда он был форматом кадра четыре с четвертью на шесть с половиной дюйма. За давностью лет они оба были успешно забыты.
Тип плёнки 127, появившийся в 1912 году, несмотря на своё малое распространение, тем не менее дожил до XXI века. Это неперфорированная фотоплёнка шириной 46 мм с ракордом, на катушке без кассеты. Изначально разработанная для складной фотокамеры «Vest Pocket Kodak» как более компактная альтернатива среднеформатным фотоаппаратам, использующим 60-мм фотоплёнку (тип 120), имела форматы кадров 4×4 см (15⁄8×15⁄8 дюйма, 12 кадров), 4×3 см (15⁄8×11⁄4 дюйма, 16 кадров) и 4×6 см (15⁄8×21⁄2 дюйма, 8 кадров).
Последний тип плёнки от фирмы Кодак носит номер 240. Так маркирована плёнка для Advanced Photo System (APS), премьера которой состоялась в 1996 году. Ширина этой плёнки 24 мм.
В итоге, от всего разнообразия фотоплёнок осталось только два типа, получивших наибольшее распространение: 120-й (с редкой вариацией: 220) и 135-й типы и два наиболее применяемых формата кадра: 24×36 мм и 6×6 см. Система APS (тип 240), которая планировалась как «могильщик» 135-го типа, так и не оправдала надежд её разработчиков, равно и как все предыдущие многочисленные попытки заменить или хотя бы потеснить фотовариант 35-мм киноплёнки.
С учётом стремительного развития цифровой фототехники, такое положение вещей уже не изменится.
Длина фотоплёнки типа 135
Количество кадров |
Длина плёнки в кассете, мм |
12 |
722 |
24 |
1178 |
36 |
1634 |
Длина среднеформатных фотоплёнок
Тип плёнки |
Длина плёнки, мм |
Длина плёнки с ракордом, мм |
min |
max |
120 |
806 |
850 |
1475 |
220 |
1651 |
1702 |
2544 |
В вышеприведенных таблицах размеры пересчитаны с дюймовой системы в метрическую. Использовались исходные данные фирмы Kodak.
Примечания:
Основные источники:
Фотография. Энциклопедический справочник — «Беларуская Энцыклапедыя» имени Петруся Бровки, Минск, 1992 г.
Материалы фирмы Eastman Kodak.
Материалы сайта «Photographic Filters, Light Conversions, and More», автор: Thom Bell (http://www.geocities.com/thombell/).
1) — Фотография Фреда Черча (Frederick Church) — «George Eastman on Board the S.S. Gallia, February 1890» взята из экспозиции 8-й международной культурной программы фирмы Кодак на выставке Photokina в 1988 году: 8th International Kodak Culture Program at Photokina'88; You press the button — we do the rest. The Beginnings of Snapshot Photography. Cologne Kunstverein.
Джордж Истмен сфотографирован с бокс-фотокамерой «Kodak» (патент США 388,850 1888 года).
2) — 35-мм киноплёнка была заказана В. Диксоном (W. K. L. Dickson), помощником Томаса Эдисона (Thomas Alva Edison), у фирмы Eastman Kodak для системы Kinetophonograph (1894–1895 гг.). Плёнка представляла собой разрезанную пополам 70-мм неперфорированную фотоплёнку, используемую фирмой Кодак в своих фотоаппаратах. Для возможности кинематографической протяжки и синхронизации со звуковой системой была введена перфорация — по четыре отверстия на высоту кадра с каждой стороны.
Ссылки по теме:
Руководства на фотоаппараты
|