О фотографии
Вводная статья буклета выставки «Фотография в США», 1976 год
Глаз увидел, палец нажал, перед холодным зрачком объектива мигнул затвор, и свет ударил по плёнке.
Мгновение миновало. Но, запечатлённое в химической памяти, осталось ожидать своего воскрешения в двухмерном пространстве воспоминание о событии, тонкоплёночное доказательство того, что в нашем объёмном мире что-то произошло и кто-то существовал.
Всё это так, конечно, и тем не менее, фотография — это не только последовательность чисто физических явлений, продиктованных желанием человеческого мозга остановить мгновение. И изображение, созданное человеком и фотоаппаратом, преодолевает механическую последовательность родивших его событий и обретает собственную долгую жизнь, а порой и бессмертие.
Фотография — это прежде всего голос добросовестного свидетеля, повторяющего, хотя и не всегда слово в слово, сказанную жизнью фразу.
Возьмем ли мы первую фотографию Нисефора Ньепса, снятую из окна мансарды во Франции 150 лет назад, или сработанный на высшем уровне современной техники фотоснимок космического спутника, в обоих изображениях мы найдем одно качество — объективность.
Люди, понимающие язык на котором к ним обращается фотография, различают в нём многие голоса. Порой это голос регистратора, сообщающего точные фактические данные, порой проницательный исследовательский инструмент, увлекающий нас в только-только познаваемые или даже ещё непознанные области.
Но наиболее привычный и знакомый для нас голос фотографии — это голос истории. Он повествует о шествии людей через события и обстоятельства, то есть о нас самих: какими мы были и какими мы стали. Он повествует о гибельных драмах войны и смерти, о безмятежном счастье детства, о повседневной или же об исключительно редкой красоте, об изменениях культуры, стиля и быта, словом, о всех следах и царапинах, которые мы оставляем за собой, пробираясь через туннель времени.
Автоматизация фототехники постепенно освобождала фотографа от механической работы, позволяя ему сосредоточиться на основной задаче — создании изображения. Сейчас перед фотографией открываются новые области творческой деятельности. Последние достижения позволяют человеку увидеть невидимое — окраску хвоста кометы, общий вид Земли и даже то, что фактически не существует. Они искажают действительность, дабы выкристаллизировать из неё истину, и в буквальном смысле слова открывают перед фотографией новое измерение.
В один прекрасный день мы, вероятно, сфотографируем не только лицо человека, но и его психику. Может быть, нам удастся запечатлеть на плёнку все измерения нашего мира, даже время, и уловить образы, до сих пор не находившие своего визуального воплощения.
Такие увлекательные перспективы не означают, конечно, что мы открыли пресловутый философский камень и что развитие фототехники само по себе гарантирует улучшение результатов фотографирования. Ведь какой степени изощрённости ни достигла техника, фотографическое изображение — это прежде всего человеческое произведение, а не машинная продукция.
Примечания:
В оригинале редакционная статья дана без заголовка.
Ссылки по теме:
История, которую можно увидеть — о Красногорском архиве кинофотодокументов.
О фотографии — Р. Хьюз о книге С. Зонтаг, 1977 год.
|