— Александр Иванович, многие даже высокоразвитые страны, как, например, США, не производят серьёзной фотоаппаратуры. Мы же смело берёмся производить фотоаппаратуру, никого не страшась. Чего здесь больше — наивности или трезвого расчёта?
— Школа фотоаппаратостроения у нас в стране насчитывает уже несколько десятков лет. И Красногорский завод начинал не с нуля, а приняв эстафету от харьковского «ФЭДа» 1) — первого советского предприятия, создавшего современную аппаратуру. С той поры прошло полвека, мы росли и достигли сейчас определённого технического уровня. Это одно. И другое: мы хорошо изучили мировой опыт, накопленный в этой области. И сейчас готовы создавать камеры на самом современном уровне. К сожалению, здесь не всё складывается просто. При создании камеры требуется комплексное решение многих технических проблем. Среди них — создание качественной элементной базы. Сколько мы ни бились с Минхимпромом и Министерством электронной промышленности, цифровой элементной базы не получили. Поэтому вынуждены были сами искать иные пути и нашли их в совместной работе с зарубежными фирмами. Например, французы создали электронную систему управления к «ЗЕНИТу-автомату». По сравнению с нашими системами она даёт шесть преимуществ владельцам камеры. Если посмотреть на наши фотоаппараты с точки зрения внешнего оформления — дизайна — и тут есть, конечно, определённый консерватизм. И снова это связано в основном с технической базой. Но и здесь мы уже имеем оборудование, которое позволяет получать почти любые сложные формы и поверхности. Так что наши камеры на мировом рынке не выглядят уж такими сиротами. А один из наших аппаратов — новый панорамный «Горизонт» 2) — получил большую известность за рубежом.
— И напрочь исчез из наших магазинов?
— «Горизонт» нынешнего образца вообще не появлялся на внутреннем рынке. Это — позиция завода, она направлена на то, чтобы переломить за рубежом мнение о качестве и надёжности нашей аппаратуры и соответственно изменить цены.
— То есть наши камеры за рубежом идут за бесценок?
— Сегодня мы поставляем на экспорт «ЗЕНИТ-12xp» и «ЗЕНИТ-122» по цене 30–40 долларов, а «Горизонт», имеющий вчетверо меньше деталей, продаём за 250 долларов. Но на наших прилавках он не появится, потому что чёрный рынок в этом случае будет стараться сбить на него цену 3). Мы заняли определённое место на мировом рынке по малоформатным зеркальным камерам. Сложился определённый круг потребителей. Наша относительно дешёвая камера позволяет развить навыки фотолюбителя и получать достаточно качественные снимки. Но многие советские туристы, выезжающие на запад, видят, что камера там пользуется спросом, вывозят её и реализуют за границей за бесценок.
— За счёт чего же нам удалось отстоять это место?
— Мы с наименьшими затратами производим эти фотоаппараты и имеем достаточную прибыль, позволяющую поддерживать их производство. Мы не ориентируемся на одну из групп потребителей, а стремимся удовлетворить всех.
— Если сравнивать с камерами мирового класса, «ЗЕНИТ», видимо, уступает и по качеству изображения, и по механике, и по электронике?
— На качество снимка влияет не только оптика и механика камеры. Тут важны и фотоплёнка, и фотобумага, и навыки того, кто использует камеры. Один из зарубежных фоторепортёров мне рассказал, что, используя нашу оптику на «Никоне» 4), он получает изумительнейшие результаты. И в общем-то оптика наша ценится во всём мире. Вы правильно сказали — электроника у нас ненадёжна, это касается и термостабильности наших пластмасс. И эти вопросы мы решаем закупкой оборудования и материалов за рубежом.
— В понятие качества входит и стабильность результатов.
— Претензии здесь справедливы. Мы думаем над этим, трезво оценивая наш сегодняшний уровень. Но если в год мы выпускаем полмиллиона фотоаппаратов 5), а неудачных среди них 0,8% — это не такие уж удручающие цифры.
— Вы благополучное предприятие — вышли на мировой рынок, получаете прибыль. Есть ли к чему стремиться?
— Мировой рынок склоняется к производству более наукоёмких камер — это первое, и второе — идёт крен рынка к компакт-камерам. И наша задача — создание наукоёмкой камеры. Первой такой камерой стал «ЗЕНИТ-автомат». Мы сделали ещё ряд моделей и сейчас работаем над образцом «ЗЕНИТ-2000», в котором переходим от шторных затворов к ламельным. Теперь о компактных камерах, начиная с Тайваня и кончая известными фирмами «Никон», «Коника», «Кэнон» — все производят сейчас эти камеры. Мы думали, стоит ли и нам их разрабатывать? И решили — стоит 6). Эти камеры при наличии хорошей плёнки и должного сервиса способны во многом потеснить зеркальную фотоаппаратуру. Весь мир наращивает производство этих камер. Пусть мы начнем производить их хотя бы для того, чтобы распространять внутри страны. Но думаю, и с заграницей сумеем поспорить.
Александр Иванович! Вы — гражданский человек, но у вас, как известно, «военный мундир». Как это сочетается одно с другим?
Наш «военный мундир» тоже связан с фотоаппаратурой. Так, конечно, другие требования и уровень другой. Но моя позиция однозначна: обе стороны на равных. Мы решаем национальные задачи обороны и обеспечения товарами народного потребления. И у нас большие требования к качеству этого круга товаров. Мы не можем терять имиджа фирмы, достаточно уже сложившегося в мире. Не секрет, что свидетельством высокого качества аппаратуры может служить использование её в экстемальных условиях. Нашими камерами пользовалась экспедиция «Метелица» и экспедиции Шпаро к Северному полюсу. И аппаратура зарекомендовала себя неплохо. Я бы хотел ещё раз подчеркнуть: имея соответствующие мировому уровню материалы и элементную базу, наши конструкторы и наши рабочие способны создать камеры самого высокого класса. И есть психологический момент: точка зрения на цены. Надо переломить мировое общественное мнение — добиться настоящей цены на наши камеры. Но нам, одной фирме, сегодня этого не решить. Вот почему мы и стремимся создавать СП. Например, СП «Зенит-Монфрото» создаёт камеру 7), идущую на уровне мировых цен, вместо 30–40 по 250 долларов...
— Ну а чем же утешить мечтающих хоть о какой-то аппаратуре наших любителей?
— Если предприятия бывшего Минхимпрома правильно оценят ситуацию, поймут чаяния многих сотен тысяч фотолюбителей и начнут заниматься их проблемами, тогда можно что-то сдвинуть с места. А пока мы, аппаратостроители, с привлечением западных инвестиций (и у нас уже есть такие проекты 8), но раскрывать их не буду — коммерческая тайна) постараемся насытить рынок.
| |
Александр Гоев
Памятник С.А. Звереву — одному из основателей 9) головного предприятия и объединения «Красногорский механический завод»
На сборочном конвейере фотокамеры «ЗЕНИТ»
Юстировка камеры ЗЕНИТ-АМ
Сборка печатных плат для камеры ЗЕНИТ-АМ
Установка байонетных колец крепления объектива
Проверка юстировки объектива
|