Ружьё, которое не стреляет
Статья из заводской газеты Советский Патриот 1983 года, опубликованная под рубрикой «Проблемы и суждения»
Андрей Яковлевич Артюхов, москвич, более тридцати лет занимается конструированием фоторужей. Им изготовлено 25 действующих моделей. Своим трудом он старается внести посильную лепту в разработку промышленных образцов, организует практическое их использование фотоохотниками на стадии испытания, выставляет в павильоне ВДНХ «Охота», рассматривает на заседаниях фотоохотников в фотоклубах страны.
Как сохранить редкие виды фауны? Эта проблема всё больше стала волновать людей всего мира. Составлена Красная книга животных, сокращается промысловая добыча пушнины и пантов, устраиваются заказники, увеличивается число заповедников. Одновременно убывают ряды следопытов-охотников. Но зато «расплодилось» многочисленное племя охотников-любителей. Что ж, подобный отдых можно приветствовать. Но в связи с этим встает вопрос о культурной и грамотной охоте. И здесь помогают... конструкторы.
Благодаря современному развитию фотографической техники появилось новое оружие, позволяющее, не убивая, допустим, дичь, приносить охотнику те же переживания, трудности поиска и возможность получения трофея более ценного, чем кусочек мяса в перьях. Это — фоторужье.
Первые фоторужья, выпущенные нашей промышленностью ещё в 1945 году 1) на базе фотоаппарата «ФЭД», для фотоохоты не годились, так как в видоискателе через зеркальную приставку изображение было обратное — заяц бежал вправо, а в окуляре — влево. И лишь спустя двадцать лет фотолюбители получили Фотоснайпер, изготовленный на Красногорском механическом заводе. У этой системы хорошая оптика, но нет мгновенной наводки на резкость, тугой спуск, вместо приклада — упор, не обеспечивающий устойчивости.
За последующие годы «Фотоснайпер» претерпел значительную эволюцию 2). Методом проб и ошибок конструкторы стремились к совершенству своего изделия. Некоторые модели не нашли своего признания, другие же стали достоянием сотен любителей фотоохоты как в нашей стране, так и за рубежом. К примеру, модель «ФС-4» оказалась неудачной и непригодной для фотоохоты. А вот «ФС-3», несмотря на некоторые недостатки, уже несколько лет пользуется спросом у фотоохотников.
На базе более или менее удавшейся модели «ФС-3» в прошлом году завод изготовил «ФС-12». Этот аппарат уже значительно приближен к требованиям фотоохоты. В нём применена фотокамера «Зенит-12С», имеющая светоизмерение по системе «ТТЛ», что даёт возможность пользоваться любым объективом на любых дистанциях. В приборе фотоэкспонометрия определяется по освещённости объекта. В настоящее время конструкторы разрабатывают совершенно и принципиально новую модель фоторужья 3).
История создания фоторужей была бы неполной, если не сказать об изобретателях-самоучках. К ним отношусь и я. В пятидесятые и особенно в первой половине шестидесятых годов фотолюбители сами изготавливали фоторужья, используя всевозможную оптику. Но основным фотоаппаратом с пентапризмой всё же стал «Зенит». В эти годы появляется множество публикаций различных устройств. Каждый творил — во что был горазд и считал свою модель наилучшей, привыкал к недостаткам и фотографировал.
Так, в 1961 году на ВДНХ впервые была продемонстрирована модель «ФРАМ-II» (ФотоРужье Артюхова Модель...) с мгновенной наводкой на резкость. Изделие получило серебряную медаль. В 1969 году издательство «Лесная промышленность» выпустило книгу Г. Артюхова, моего брата, «Охота без запрета», в которой подробно рассматривались устройства фоторужей разного типа и даны советы по фотоохоте. Через десять лет в фотоальбоме «Фотоохота» издательства «Физкультура и спорт» была опубликована модель ружья «ФРАМ-Т», задуманная специально для домашних умельцев. В ней применены простейшие и доступные материалы, не требуется переделка фотоаппарата и оптики.
Общий вид фоторужья — грубоватый, но работоспособность — отличная.
Эти факторы навели меня на мысль создать более универсальный прибор, в котором бы учитывались все требования, предъявляемые к фоторужью. Такой моделью послужило «ФРАМ-80». В нём соблюдалось: мгновенная наводка на резкость, устойчивость приклада, большое растяжение фотографического меха, позволяющее без потери времени на установку колец производить макросъёмку, двукратное и большее (зависит от линзы) увеличение фокусного расстояния путём мгновенного включения и выключения отрицательной линзы, слабое усилие на спусковом крючке, удобная транспортировка фоторужья — может складываться пополам или быть разобранным на две части, — его вес не превышает веса обычного дробового ружья и другое.
В основном это фоторужьё рассчитано на работу с фотокамерой типа «Зенит». Можно ставить длиннофокусные объективы и блоки, изготовив оправу с резьбой под штативный болт и отрезок тубуса для соединения с мехом.
Нет у этой модели поворота камеры для «вертикального» кадра 4), как и у других моделей «ФРАМов». Для этого нужно ставить тросик, что противопоказано для фотоохоты. Создать же поворот камеры без тросика — тема и широкое поле деятельности для изобретателей.
Полагаю, что конструкторам завода стоит учитывать если не в целом, то отдельные узлы и разработки фоторужей изобретателей-одиночек. Разумеется, промышленный образец мне видится более изящным, но главное, чтобы он соответствовал назначению. Пока же созданными на заводе моделями пользоваться в лесу на фотоохоте очень сложно, неудобно и, я бы сказал, непрактично. А фоторужья ныне нужны. Они помогут нам сохранить редких животных и птиц, откроют перед человеком мир прекрасного и запечатлят его мгновения для многих потомков.
А. Артюхов, конструктор фоторужей.
Примечания:
Источник:
Заводская газета «Советский Патриот» № 31 (3287) от 19.04.1983 г.
1) — Датировка неверна — как минимум на год раньше
2) — На самом деле принципальная конструкция всех серийных фотоснайперов так и осталась неизменной до конца их выпуска, менялись только фотокамеры. Автор, критикуя «Фотоснайпер» и положительно отзываясь о «ФС-3», путается, так как это — одна и та же модель, речь может только идти о сравнении первых образцов и более поздних, усовершенствованных в процессе серийного выпуска.
3) — Речь идёт о проектах под общим условным наименованием «ФС-Зоркий»
4) — Проблема поворота камеры для съёмки кадров вертикальной ориентации решается достаточно просто: кадр делается квадратным, что и предлагалось в рамках работ по ФС-Зоркому (см. проект ФС-5).
Ссылки по теме:
Архивы: Фотоснайперы
Экспертиза Фотоснайпера ФС-3, проведенная ВНИИТЭ в 1966 году.
Анализ потребительских свойств фотоаппаратуры КМЗ, проведенный ВНИИТЭ в 1981 году.
Фоторужьё — заметки из заводской газеты «Советский патриот» 1965 и 1968 годов.
|